Правила хорошего тона и чаевые



Один американский ресторатор отменил чаевые в своем заведении, это вызвало неоднозначное толкование.
Попробуем разобраться, что же такое чаевые?

 

Добровольно выдаваемая сумма денег обслуживающему персоналу сверх платы по счету – «на чай» согласно традиции.

 

Полагают, что чаевые зародились в Америке. Произошло это примерно так: человек, приходящий в ресторан, сразу же выкладывал определенную сумму. Официант, который это видел, старался обслужить клиента как можно более старательно. Если посетителя все устраивало, то он выходил из-за стола, оставляя деньги на прежнем месте. В случае, когда обслуживание было не на должном уровне, деньги попросту забирались со стола.

Англичане объясняют происхождение слова «tips» (чаевые) сокращением от « to insure promptness» (чтобы обеспечить быстроту). Записку с таким словами джентльмены ХVIII века передавали трактирщику вместе с монеткой, стимулирующей расторопность.

В России выражение «давать на чай» в купеческих, мещанских и чиновничьих кругах являлось верным показателем человеческих взаимоотношений. Если « они вместе чай пить хотят», будьте уверены, что у этих людей сложились сердечные отношения.

Примеры Японии, Исландии показывают, что чаевые приняты не во всех странах. Первыми, кто сделал чаевые обязанностью, были французы: в 1955 году вышел закон, требовавший, чтобы каждое заведение общественного питания добавляло в счет пункт «оплата обслуживания». Дополнительные чаевые в ресторане могут варьироваться от 1-2 евро за кофе или прохладительный напиток, до 5 евро за обед или ужин. Также клиенты могут округлять счет в большую сторону и не забирать мелкие купюры и монеты на сдачу.

Если клиент останется довольным, то благодарностью официанту станут 5-10% от общей суммы счета. В России этого будет вполне достаточно. В следующий раз, когда надо оплатить счет, не волнуйтесь, как правильно сделать. Вспомните золотые слова «Клиент всегда прав» и то, что чаевые необходимо заработать хорошим обслуживанием. Если вы чем-то недовольны, обратитесь к менеджеру, чтобы урегулировать проблему, прежде чем решить уменьшить сумму чаевых.

Напомню, что не существует никаких обязательств и твердых правил о размере чаевых. В ресторанах быстрого питания, где посетители сами получают заказ возле кассы, чаевые оставлять не принято, хотя можно мелочь бросить в специально оставленную рядом тарелку.

 

Елена Вервицкая, эксперт по этикету 

Интервью ТК «Пятница» 27 июня 2014 года